Виртуальная гражданская активность - Саратов Сегодня
18+ 28 Марта 2024, Четверг, 23:00
Все в общем хорошо, только по отдельности все плохо
Политика Общество Интервью Культура и наука Слухи Прохиндиада Выборы Прямая речь Ракурс Он-лайн Фото Видео Архив

Виртуальная гражданская активность

09/06/2016 17:10 Гражданскому обществу в Саратове приходит конец – именно так можно трактовать выступления на пресс-конференции членов координационного совета общественного движения «Спасем родной город». Собравшиеся на площадке пресс-центра ИА «Свободные новости» общественники, занимающиеся защитой Кумысной поляны, заявили о деградации института публичных слушаний в Саратове. По их мнению, слушания фактически давно превратились в противостояние местных жителей и общественников с «нагнанной массовкой», поэтому необходима тотальная реформа института публичных слушаний.

К слову, слушания о судьбе земельных участков на Кумысной поляне, в том числе по вопросу лагеря «Лесной», закончились тем, что администрация послушалась мнения граждан о недопустимости строительства. Но информационный поток в СМИ формирует у читателя впечатление об обратном: чиновники-же с народом не считаются.

Аналогичную волну гонят организаторы так называемых «народных сходов», где перед небольшой группой выступают общественники и представители различных политических течений и убеждают, что власть-же задумала нехорошее, и этому надо сопротивляться.
В итоге организаторы слушаний и сходов направляют свои послания с указанием на безобразия во все инстанции – президенту, премьер-министру, губернатору, мэру и наверняка еще в «Спортлото». А дружественные им СМИ тиражируют послания с непременными комментариями: «Ну вы, конечно, понимаете, что ничего не изменится, потому что гражданское общество у нас душат». И, разумеется, ничего не меняется, что придает бузотерам определенный имидж в глазах населения.

В свете последних событий и с пресс-конференцией по поводу тревоги за судьбу Кумысной поляны, и с «народными сходами» о строительстве церквей в парках и скверах, есть необходимость небольшого правового экскурса с последующим разоблачением.

Начнем со сходов – этим словом принято называть любое публичное мероприятие политического характера вопреки его изначальному правовому статусу.

Определение понятия «сход» содержится в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» 2003 г. Сход граждан осуществляет полномочия представительного органа местного самоуправления в муниципальном образовании, с небольшим количеством избирателей (менее 100). То есть там, где проведение выборов нецелесообразно и граждане не делегируют власть депутатам, а осуществляют её напрямую.

В Уставе муниципальных образований, например, города Саратова, сход существует для формулировки коллективных обращений к депутатам муниципального собрания (например, Саргордумы). Закон (Устав МО) четко регламентирует основания возможности проведения сходов, предъявляет требования к составу участников, порядку проведения и перечню вопросов, которые вправе выносить граждане на сход.
А вот понятия «народный сход» в законодательстве нет.

В реальности определенные общественники и политические деятели подменяют этим словом понятие собрания, митинга или иного публичного мероприятия, полагая, что раз это некий сход, то и уведомления не нужно в соответствии с законом «О митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании».

Впрочем, речь не о попытках провести несанкционированный митинг под видом схода или встречи депутата с избирателями прямо на улице, а о том, что решения этого «схода» нелигитимны из-за нелегитимности самого схода. Поэтому никакие обращения, якобы принятые на сходе, во внимание властями приняты не будут, да организаторам этого и не надо. Все, чего они хотят – немного пиара в СМИ, фотосессию на свежем воздухе и возможности насладиться вниманием слушателей, которое иными способами достичь трудно, да и лень.

Еще один интересный миф – про публичные слушания, куда, дескать, простому человеку не прорваться и общественные интересы не отстоять.

Решения по публичным слушаниям хоть и носят рекомендательный характер для органов местного самоуправления, но дают возможность для местных жителей выразить свое отношение к инициативам муниципальных властей и девелоперов по застройке территории их района.

Вопрос в том, что строгая регламентация процедуры публичных слушаний написана для адекватных общественников, и вполне может быть ими использована для общественной пользы. А приходят на слушания люди, которым, видимо, как и уже упомянутым инициаторам «народных сходов», главное - поговорить и заставить окружающих согласиться с их точкой зрения. В итоге впечатления от недавней серии публичных слушаний – говорильня, кричальня и самолюбовальня своей гражданской позицией.

Если граждане действительно хотят оказать влияние на местные власти и добиться результатов, им необходимо найти документ о порядке проведения публичных слушаний именно в своем муниципальном образовании, вовремя прочитать объявление об очередных слушаниях, получить официальный статус участника, организовать приход своих сторонников, согласовать, кто и с чем выступает.

Раз уж критики-общественники, говорящие о деградации института публичных слушаний заявляют о «нагнанной массовке», что им мешает ответить симметрично - прийти с единомышленниками? Наконец, обвинения в массовке тоже надо еще доказывать, чтобы опротестовать результаты слушаний. Но кто возьмется срисовывать номера автобусов, которыми будто бы привозят бюджетников, выяснять, кого присутствующие представляют, проверять, все ли внесенные предложения грамотно сформулированы и зафиксированы в протоколе?

Некому не только выступать на слушаниях, создается впечатление, что и общественников-то настоящих – раз-два и обчелся. Но деградацией гражданского общества это назвать нельзя, потому что нечему пока деградировать.

Кого считать общественником-защитником граждан?

Самозваных правозащитников и правдорубов, которые появляются на слушаниях и «народных сходах» как черт из табакерки, отрабатывают чьи-то заказы, а потом их днем с огнем не сыщешь? Парадокс в том, что ту же Кумыску от застройки защитить для знающих закон – дело нехитрое. Но практика общения с такими правозащитниками показывает, что бесплатно они ничего делать не будут. А кто захочет заплатить за сохранение Кумысной поляны?

Создается впечатление, что и общественников-то у нас известных нет вообще. Или, скажем так, большинство – широко известны в очень узких кругах. Известность порой сомнительная – лоббирование чьих-то конкретных интересов, выполнение представительских функций для решения чьих-то конкретных задач. Сомнительна известность не только общественников, но и структур, от имени которых они действуют. К слову, сайт Минюста ничего не знает о существовании общественного движения «Спасем родной город» в Саратовской области.

С такими виртуальными «сходами», движениями, слушаниями и общественниками до гражданского общества нам и вправду еще далеко.
версия для печати

Общество


Культура и наука


Ракурс


Сетевое издание «Саратовские областные новости». Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-75741, выдано 08 мая 2019 года Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель - ООО "Полиграф"
Юридический адрес: г. Саратов, ул. Тараса Шевченко, д. 2А.
Контактный телефон: 8 (8452) 23-43-88.
Адрес электронной почты: saroblnews@gmail.com
Главный редактор: Шмырев Михаил Викторович