Забытая станция рискует остаться забытой - Саратов Сегодня
18+ 20 Апреля 2024, Суббота, 16:38
Все в общем хорошо, только по отдельности все плохо
Политика Общество Интервью Культура и наука Слухи Прохиндиада Выборы Прямая речь Ракурс Он-лайн Фото Видео Архив

Забытая станция рискует остаться забытой

24/10/2016 14:06 На прошлой неделе в здании бывшего музея на «Забытой станции» в Энгельсе состоялась встреча сопредседателя регионального штаба Народного фронта, члена Совета Федерации Людмилы Боковой с представителями управления РЖД и активистами «Общества любителей железных дорог», а также экспертами Саратовского областного музея краеведения. Речь шла о сохранении уникального музея, насчитывающего более 2000 экспонатов.

Выслушав обе стороны сенатор заявила - то, что произошло с музеем «Забытая станция» в Энгельсе, недопустимо:

«Вопросы сохранения нашего культурного и исторического наследия должны стоять в приоритете у таких компаний, как ОАО «РЖД», которым государство регулярно оказывает финансовую поддержку. Поэтому разговоры о том, что железные дороги не могут содержать одну музейную комнату в действующем вокзале, считаю несерьезными. Саратовский региональный штаб ОНФ будет добиваться возвращения незаконно изъятых экспонатов их хранителю – музею «Забытая станция». Со своей стороны, готова на федеральном уровне оказать необходимую поддержку по сохранению музея в историческом здании станции «Покровск» в Энгельсе, тем более что здание было признано выявленным объектом культурного наследия», – отметила Людмила Бокова.

Забытая станция действительно рискует остаться забытой. Музей открылся 10 лет назад благодаря стараниям энтузиастов из общественной организации «Общество любителей железных дорог». В экспозиции находилось много уникальных вещей. Например, телефонные аппараты правительственной связи, личные вещи космонавта Шаргина, редкие фото сотрудников станции Покровск конца 19 века. Причем некоторые предметы передавали на хранение семьи железнодорожников.

Уникальность коллекции подтвердили и специалисты. В апреле 2013 «Забытую станцию» посетила экспертная комиссия из областного музея краеведения. Ее представители внимательно изучили собранные предметы и документацию. По их мнению, особую историческую ценность имеют сигнальные фонари, установки для оперативной связи, телефонные аппараты, инструменты осмотрщика путей. В своем заключении специалисты написали: «Коллекция имеет большое культурно-историческое значение. В целом музей «Забытая станция» соответствует требованиям, предъявляемым музеям и включен в перечень государственных музеев».

Однако вывод экспертов никак повлиял на судьбу уникальной коллекции. В начале июня 2014 года, не оповестив представителей музея, экспонаты были вывезены из здания станции Покровск под предлогом того, что здание железнодорожного вокзала находится в аварийном состоянии. Организаторам «Забытой станции» пришлось привлечь правоохранительные органы. Но на место вещи из коллекции так и не вернулись.

Фактически, хоть какое-то участие в судьбе музея принимают лишь общественники и музейщики. В феврале 2014 года прошел сбор подписей в его поддержку. Свои автографы на подписных листах поставили почти 300 жителей Энгельса.

Несколько лет продолжались тяжбы в Арбитражном суде по поводу статуса музея и законности нахождения экспонатов в здании вокзала. Фемида встала на сторону музейщиков. Но и этого оказалось недостаточно, чтобы справедливость восторжествовала.

"Мы до сих пор не знаем, в каком состоянии находятся увезенные без нашего ведома экспонаты и собственно на какой склад их увезли, - говорит Валерий Ковляр, руководитель музея. – Энгельсская администрация фактически устранилась от решения проблемы: чиновникам это не нужно и неинтересно. К сожалению, на встречу с нами и представителями ОНФ не приехал новый начальник Приволжской железной дороги. Музей посетил Сергей Лиходаев, заместитель начальника по взаимодействию с органами власти. От него мы услышали обещание содействовать развитию музея. Кроме того, Людмила Бокова пообещала, что действиям сотрудников Приволжской железной дороги, участвовавшим в вывозе экспонатов из исторического здания Покровск, будет дана правовая оценка".

К сожалению, получить комментарий от представителей Приволжской железной дороги, нам получить не удалось. Дозвониться до сотрудников пресс-службы компании мы также не смогли.

Между тем активисты сетуют, что несколько лет ушло не на развитие музея и сбор экспонатов, а многочисленные судебные тяжбы. Если бы здание железнодорожного вокзала передали в ведение учреждению культуры, то под открытым небом можно было открыть целую экспозицию из уникальных вагонов. Один уже в коллекции есть. Речь идет о правительственном вагоне 1959 года выпуска, в котором перемещались генсеки. В свое время в нем путешествовали Никита Хрущев, Леонид Брежнев, Борис Ельцин и первый космонавт Юрий Гагарин.

Сотрудники «Забытой станции» считают – музей отлично бы вписался в туристический маршрут. В мемориальную зону вошли бы здание вокзала, локомотивное депо, старые правительственные вагоны. После осмотра этой экспозиции путешественники из разных уголков России могли бы поехать на место приземления Гагарина, потом посетить музей дальней авиации под открытым небом в Летном городке. После чего туристы по Новому мосту достигли бы Саратова и осмотрели музей Боевой славы на Соколовой горе. За короткое время человек смог посетить основные достопримечательности Энгельса и Саратова. Причем больших вложений для этого не требуется, достаточно решить организационные вопросы.
версия для печати
Автор фотографий: Фото engls.ru
Автор: Елена Горшкова

Общество


Культура и наука


Ракурс


Сетевое издание «Саратовские областные новости». Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-75741, выдано 08 мая 2019 года Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель - ООО "Полиграф"
Юридический адрес: г. Саратов, ул. Тараса Шевченко, д. 2А.
Контактный телефон: 8 (8452) 23-43-88.
Адрес электронной почты: saroblnews@gmail.com
Главный редактор: Шмырев Михаил Викторович