Сомнительные поправки в закон об ОСАГО вступили в силу - Саратов Сегодня
18+ 20 Апреля 2024, Суббота, 16:43
Все в общем хорошо, только по отдельности все плохо
Политика Общество Интервью Культура и наука Слухи Прохиндиада Выборы Прямая речь Ракурс Он-лайн Фото Видео Архив

Сомнительные поправки в закон об ОСАГО вступили в силу

04/05/2017 11:04 В минувшую пятницу официально вступил в силу закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», который стал одним из самых дискуссионных за последние годы. С 28 апреля применяются новые правила к договорам ОСАГО, заключенным после указанной даты. Поправки устанавливают приоритет восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства над денежной выплатой. Теперь страховщики будут преимущественно заниматься организацией или оплатой восстановительного ремонта. Однако предусмотрены и исключительные случаи, когда страховая компания будет перечислять страховую выплату, например, при полной гибели транспортного средства.

Законом установлены требования к организации ремонта страховой компанией. Его срок не должен превышать 30 рабочих дней с даты, когда потерпевший представит транспортное средство на станцию техобслуживания или передаст страховщику. Страховая компания обязана выплатить неустойку за каждый день просрочки по заявлению потерпевшего в случае затянувшегося ремонта. При этом размер неустойки не может превышать суммы страхового возмещения.

Если страховщик нарушит обязательство по восстановительному ремонту два раза или более в течение года, это приведет к санкциям со стороны ЦБ РФ. Его могут ограничить в возмещении вреда в натуре на срок до года.

Однако, в законодательстве никак не оговаривается механизм компенсации в случае, когда у участников аварии разные полисы ОСАГО: один куплен до 28 апреля в соответствии со старыми правилами, а у другого — после. По мнению экспертов портала "АвтоВзгляд", поскольку ни один законодательный акт этот вопрос не регулирует, для страховых компаний это может стать отличным предлогом вообще не возмещать никаких убытков в случае ДТП с машинами, застрахованными «по-старому» и «по-новому». А значит, для автоюристов, против которых и были выдуманы более чем сомнительные поправки в закон «Об ОСАГО», еще как минимум год продолжат создавать страховщикам головную боль.

По новым правилам при продаже полиса или при принятии заявления от клиента на страховое возмещение компания предложит ему список СТО, с которыми у нее заключены договоры. Выработан ряд требований к таким станциям. Так, расстояние до СТО либо от места ДТП, либо от места жительства автовладельца должно составлять до 50 км. Гарантийный срок на ремонт составляет полгода и один год на кузовные и лакокрасочные работы. Автомобили не старше двух лет, имеющие гарантию, должны ремонтироваться на соответствующих СТО, то есть в официальных сервисах дилеров марки автомобиля с сохранением гарантии. Если страховщик в состоянии обеспечить эти условия, то восстановительный ремонт обязателен. Если нет, то выплата производится деньгами. Правда, на многие новые автомобили, чаще всего иномарки, заводом-изготовителем установлена 3-летняя гарантия и год заводской гарантии, таким образом, попросту пропадет.

Новый Закон указывает, что СТО обязаны использовать только новые запчасти. Это сужает круг потенциальных получателей этой услуги, т.к. поставки деталей в отдаленные регионы занимают время, соответственно, в срок уложиться сложно, а праворульные автомобили вообще практически выпадают из этой схемы. Автовладелец имеет право предложить свою станцию, однако это необходимо согласовать со страховой компанией.

Закон также устанавливает ряд случаев, когда приоритет восстановительного ремонта не действует. Речь идет о причинении тяжкого либо среднего вреда здоровью, смерти потерпевшего, полном уничтожении автомобиля, превышении стоимости ремонта над лимитом выплаты ОСАГО, который сейчас составляет 400 тыс. руб. Кроме того, денежное возмещение может быть выплачено отдельным категориям инвалидов. Однако, по договоренности со страховой компанией, потерпевший может получить и в этих случаях натуральное возмещение.
Процесс взаимодействия автомобилиста и страховой компании в целом останется без изменений.

Глава РСА Игорь Юргенс подчеркнул, что в случае некачественного, по мнению автомобилиста, ремонта он может обратиться с соответствующим заявлением в свою страховую компанию.

Руководитель «Центра Помощи Автомобилистам» Сергей Кузин нашел ряд проблем в новом законодательстве. По его словам, в соответствии с поправками ремонт транспортного средства должен быть проведен в течение 30 календарных дней без учета нерабочих и праздничных дней, а направить авто на ремонт страховщики обязаны в течение 20 дней после обращения и осмотра автомобиля экспертом. Кроме того, предусмотрена отсрочка в размере еще пяти рабочих дней — на доставку автомобиля к месту ремонта. Из этого следует, что пострадавший в ДТП человек, будет вынужден остаться без автомобиля, как минимум на 60 дней!

Также, по мнению Кузина, качество ремонта никак нельзя будет оценить при подписании документов, когда забираешь машину из сервиса. А то, что в большинстве случаев ремонт будет некачественным - можно утверждать смело, ведь расчет суммы на ремонт будет происходить так же, как и до реформы. Трудно поверить, что если раньше суммы возмещения автовладельцу на ремонт было недостаточно, ему приходилось доплачивать, то сейчас ему будет полностью хватать. Кузин уверен, что ремонтники будут устанавливать запчасти б/у или восстанавливать битые. Ведь после того как, например, крыло установлено и покрашено, без эксперта уже нельзя сказать, новое оно или нет.

Вопросы возникают и по гарантийному сроку. Им невозможно будет воспользоваться, так как нельзя доказать, что за его время водитель не попал еще в ДТП и заново не восстанавливал ранее отремонтированную часть авто.

Напрашивается вывод, что в таком виде реформа ОСАГО не выгодна никому: страховые погрязнут в судебных процессах, а проблему с мошенниками и автоюристами так и не решат, поскольку возможности выплат остаются. К тому же появятся новые мошенники, организующие свои автосервисы, что только облегчит им жизнь, а вот автовладельцы окончательно разочаруются в ОСАГО, что в конечном итоге и может привести к началу конца обязательного страхования. Однако окончательные выводы можно будет сделать только после первого опыта практической работы в рамках нового закона.
версия для печати
Автор фотографий: Ника Комнина
Автор: Ника Комнина

Общество


Культура и наука


Ракурс


Сетевое издание «Саратовские областные новости». Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-75741, выдано 08 мая 2019 года Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель - ООО "Полиграф"
Юридический адрес: г. Саратов, ул. Тараса Шевченко, д. 2А.
Контактный телефон: 8 (8452) 23-43-88.
Адрес электронной почты: saroblnews@gmail.com
Главный редактор: Шмырев Михаил Викторович