О «хлебе» насущном - Саратов Сегодня
18+ 19 Марта 2024, Вторник, 11:59
Все в общем хорошо, только по отдельности все плохо
Политика Общество Интервью Культура и наука Слухи Прохиндиада Выборы Прямая речь Ракурс Он-лайн Фото Видео Архив

О «хлебе» насущном

05/06/2018 13:47 Как ни крути, а бензин стал для большинства из нас сродни хлеба насущного, без которого уже невозможно себе представить существование. Приводить примеры и цепочки хозяйственных связей, где топливо является обязательным элементом – смысла нет в силу их множественности и очевидности для каждого из нас. А чтобы не счесть сравнение бензина с хлебом преувеличением, попробуйте в поисковой строке «Яндекса» набрать слово «почему» и в самой верхней строке вылетит строка-подсказка «почему дорожает бензин в России в 2018 году».

Народ пытается найти объективные объяснения такому резкому росту. Они, конечно, есть, но откровенно слабы, и люди вновь убеждаются в том, что явных причин нет, есть только желание крупных компаний и государства решить свои проблемы за счет населения.

И в этот раз нефтяники не оказались оригинальными, объяснив подорожание бензина ростом мировых цен на нефть, хотя каждому школьнику известно, что стоимость нефти в бензине, как и стоимость зерна в хлебе, - ничтожна в сравнении с интересом корпораций (более трети цены), многочисленных посредников и государства (свыше 60% в виде налогов и акцизов). Применительно к нефти ее долю в стоимости бензина оценивают примерно в 7%. А бензин местного производителя на его фирменных заправках, заметим, подорожал с 37,7 до 40,85. Конечно, добавляют инфляцию, рост продаж бензина за границу и традиционный ремонт НПЗ. Инфляция, если верить Росстату, у нас рекордно низкая, и на прошлый год составила 2,5%. Бензин наш качеством не славится и с ним трудно войти на сложившиеся зарубежные рынки. Тем более что фактически производящих его заводов для такой протяженной страны порядка 38, большинство из них были введены в эксплуатацию еще в советский период.

Ссылаться на рост мировых цен на нефть в условиях, когда российские компании внутри страны ее в достатке добывают, перерабатывают и продают – мягко говоря, неубедительно. Другое дело, что нефть гонят за рубеж в ущерб интересам не только населения, но и страны, если опять же проследить цепочку неблагоприятных для экономики последствий. И строить новые НПЗ, насыщая внутренний рынок топливом – резона нет. Напротив, есть данные, что внутреннее потребление бензина превосходит объемы его производства и потому его импортируют. То есть, своего бензина нам еще не хватает. В такой ситуации даже небольшой рост экспорта топлива способствует разогреву внутреннего рынка. Объем нелегального топлива, производимого на т.н. «самоварах», учесть, по понятным причинам, невозможно. Что касается дефицита топлива, то о нем только говорят те, кто поднимает цены, поскольку никаких очередей и талонов на заправках нет. Есть только почти ежедневно меняющиеся ценники.

Одной из веских причин называют повышение акцизов. Однако предыдущее повышение в январе население почти не заметило, т.к. бензин подорожал примерно на рубль. А тут еще и акцизы не повысили, а цены уже взлетели на 10%. Даже если заложить заранее июльское повышение акцизных сборов подорожание не должно быть таким ощутимым. Более того, федеральные СМИ писали о том, что нынешний рост акцизов нефтяники возьмут на свой счет, не повышая цен. Выходит, повысили заранее и кризис опять создан искусственно. Прогноз экспертов неутешителен: бензин летом и дальше будет дорожать, несмотря на принимаемые властью меры по снижению ставки акцизов. А впереди еще самые интенсивные сельхозработы.

Вчера в связи с поступающими обращениями от регионов «Роснефть» выступила организатором встречи по вопросам стратегического развития сельского хозяйства и устойчивого обеспечения топливом. Во встрече принимал участие наряду с пятью другими главами субъектов РФ и губернатор Саратовской области Валерий Радаев. На официальном сайте облправительства информации о встрече нет. Наверное, никакого позитивного эффекта она не дала. А вот сама «Роснефть» релиз опубликовала. И, судя по изложенному, радоваться особо нечему.

Оказывается, зарезервированные «Роснефтью» квоты для сельхозпроизводителей не выбираются: за четыре месяца этого года при резерве в 280 тыс. т. моторных топлив аграрии выбрали только 111 тыс. т. (меньше 40 %). То есть не запаслись на льготных условиях и теперь будут вынуждены покупать дороже. И вряд ли в этом можно обвинять нерасторопность самих аграриев. В этом – управляющая функция соответствующих органов власти, курирующих АПК. Менеджмент «Роснефти» налоговые обременения называют чрезмерными и говорят об убыточности нефтепереработки для внутреннего рынка. Добившись от правительства уступок в акцизах, «нефтянка» рассчитывает на отмену к 2024 году экспортных пошлин, что в условиях недостаточной для страны глубокой нефтепереработки и конкуренции в отрасти выльется в повышение цен, как минимум, в 1,5 раза, до уровня мировых. Хотя в кризисных ситуациях правительство, наоборот, берет на себя административное регулирование рынков наиболее социально значимых товаров, в т.ч. и бензина. Реальные доходы населения, как известно, такими темпами не растут.
версия для печати

Общество


Культура и наука


Ракурс


Сетевое издание «Саратовские областные новости». Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-75741, выдано 08 мая 2019 года Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель - ООО "Полиграф"
Юридический адрес: г. Саратов, ул. Тараса Шевченко, д. 2А.
Контактный телефон: 8 (8452) 23-43-88.
Адрес электронной почты: saroblnews@gmail.com
Главный редактор: Шмырев Михаил Викторович