Памятник, которого не ждали - Саратов Сегодня
18+ 28 Марта 2024, Четверг, 18:21
Все в общем хорошо, только по отдельности все плохо
Политика Общество Интервью Культура и наука Слухи Прохиндиада Выборы Прямая речь Ракурс Он-лайн Фото Видео Архив

Памятник, которого не ждали

16/12/2014 09:16 Минувшие выходные в Саратове ознаменовались появлением нового памятника – Паровоза. Машина серии Л (так называемая «Лебедянка», по имени создателя Льва Сергеевича Лебедянского) прибыла в Саратов со станции Сенная и стала подарком к 80-летию Октябрьского района города. Пусть и с некоторыми трудностями, локомотив был водворен на предназначенное для него место на улице Астраханской. В дальнейшем вокруг него планируется обустройство сквера железнодорожников – там должны появиться цветы и лавочки, а также информационные стенды, рассказывающие об истории района и железной дороги.

Сама по себе идея использовать паровозы в качестве памятников не нова. Первый такой памятник появился еще в 1841 году перед Дарлингтонским вокзалом в Лондоне. Им по праву стал паровоз Дж. Стефенсона «Локомошн» № 1, открывший в 1825 году движение на первой железной дороге в мире. В России первый памятник – паровоз был установлен в 1948 году на Павелецком вокзале Москвы. Именно этот паровоз восстановили участники первого коммунистического субботника на станции Москва-Сортировочная в 1919 году. Ленин, который, как утверждает история, лично носил на том субботнике бревна, был впоследствии избран его почетным машинистом, и именно этот паровоз вез траурный поезд в январе 1924 года. Впоследствии по всей стране появилось немало подобных памятников, освященных участием в знаковых событиях Гражданской и Великой Отечественной войн и именами выдающихся машинистов (например, знаменитый «Красный коммунар» в Челябинске). В последние годы памятники - паровозы стали ставить просто так - для красоты. Сегодня трудно найти областной центр, в котором не было бы своего Паровоза - Кемерово, Петрозаводск, Пермь, Новосибирск, Петербург, Брянск, Волгоград, Тюмень, Екатеринбург, список можно продолжать…

В Саратове такой памятник - Паровоз появился уже давно – еще в 1980 году. Им стал локомотив серии Э (называемый в просторечии Эхо или Эшак) под номером Э - 2432, выпущенный в 1915 году и – главное! – отремонтированный на первом коммунистическом субботнике в Саратове в июле 1919 года. Под этим именем он и известен в списке памятников культурного наследия Саратовской области. Паровоз стоит на станции Саратов-2 на закрытой территории локомотивного депо, и увидеть его (если вы, конечно, не сотрудник станции) можно только с пешеходного моста, соединяющего улицы Астраханскую и 2-ю Садовую. Памятник огорожен, подсвечен и находится в отличном состоянии. Есть раритетные паровозы и в других районах Саратовской области. Железнодорожную станцию в Ртищево украшает «лебедянка» Л-0026 1946 года выпуска. В Аткарске на запасном пути стоит паровоз Эу 686-31, всего таких было выпущено чуть больше 2100 штук. У административного здания Балашовского локомотивного депо установлен маневровый танк-паровоз 9П, последний советский паровоз для нормальной колеи. В 1994 году этот паровоз был отреставрирован. Зимой 2010 года локомотив серии Л занял свое место в Энгельсе, напротив железнодорожного вокзала станции Покровск. Паровоз был куплен в Волгограде и также подвергнут тщательной реставрации, после чего, благодаря тому, что он находится в общедоступном месте, заслуженно стал одним из узнаваемых символов города. А вот паровоз Эх 13-28 (произведенный в Харькове в 1916 году), прописанный на станции Анисовка, по свидетельству очевидцев, много лет стоял ржавым.Несколько лет назад его покрасили (правда, только снаружи), но состояние его все же неважное.

Судя по внешнему виду, паровоз, недавно подаренный Саратову железнодорожниками, долгое время точно так же бесцельно ржавел на тупиковой ветке. Внешний вид его оставляет желать лучшего, и остается только гадать, почему никто не озаботился отреставрировать памятник инженерной мысли перед тем, как устанавливать его в сквере. Возможно, вопрос с подарком был решен совсем недавно по принципу «на те Боже, что нам негоже». Повод для «подарка» такой же сомнительный. Нужно было успеть к юбилею района, который праздновался на прошлой неделе. В таком случае, правда, возникает вопрос, а достаточно ли хорошо продумали все аспекты установки такого тяжеловесного сооружения? Не окажется ли, к примеру, что под ним находится теплотрасса, и в случае возможного ремонта (всякое случается!) паровоз придется срочно перевозить в другое место? Или что под ним не провалится земля? Надеемся, что эти вопросы были все же проработаны. Также надеемся и на то, что весной паровоз все же приведут в порядок и территорию вокруг благоустроят и осветят, иначе он превратится в скопище мусора и стихийный общественный туалет.

Правда, непонятно как, ведь многолюдный сквер мало напоминает локомотивное депо. Разве только огородить новоявленный памятник забором эдак на год (почти столько реставрировали подобный паровоз из Энгельса)? Но лучше так. Потому что в противном случае ржавая и грязная железная махина отнюдь не украсит городскую улицу. Да и поверхностная покраска из краскопульта проблемы не решит.

Как показали события прошедших выходных, установка паровоза на улице Астраханской вызвала огромный интерес у местных жителей, хотя были и те, кто недоумевал по поводу такого памятника и места для его установки. Многие граждане наблюдали за перевозкой паровоза и фотографировались на его фоне. Можно с уверенностью предположить, что больше всех обрадовались паровозу дети из окрестных домов. Будем надеяться, что городские власти хотя бы ради них сделают все возможное для того, чтобы привести новый памятник в достойный вид.



версия для печати
Автор: Татьяна Крыжановская

Ракурс


Культура и наука


Ракурс


Сетевое издание «Саратовские областные новости». Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-75741, выдано 08 мая 2019 года Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель - ООО "Полиграф"
Юридический адрес: г. Саратов, ул. Тараса Шевченко, д. 2А.
Контактный телефон: 8 (8452) 23-43-88.
Адрес электронной почты: saroblnews@gmail.com
Главный редактор: Шмырев Михаил Викторович