Je Suis ...? - Саратов Сегодня
18+ 29 Марта 2024, Пятница, 17:05
Все в общем хорошо, только по отдельности все плохо
Политика Общество Интервью Культура и наука Слухи Прохиндиада Выборы Прямая речь Ракурс Он-лайн Фото Видео Архив

Je Suis ...?

12/01/2015 15:11 7 января в Париже произошло вооруженное нападение на офис редакции нонконформистского сатирического еженедельника «Charlie Hebdo». В результате были убиты 12 человек, десять из которых - сотрудники журнала (еще двое - охранявшие их полицейские, один из них, кстати, мусульманин). Дальнейшее всем известно. Масштабная полицейская операция по всей Франции. Многомиллионные, если считать пользователей интернета, акции солидарности. И как апофеоз мировой истерии – 11 января отдать в прямом эфире дань памяти погибшим приезжают главы государств и правительств. И везде, везде слова «Je Suis Charlie» - «Шарли это я» - на плакатах, на футболках, в заголовках… Происходящее, безусловно, вызвало немалое недоумение как минимум у российской публики. Как можно всем миром ужасаться убийству десятка карикатуристов и упорно не замечать полторы сотни заживо сожженных в Одессе и многих тысяч убитых на Донбассе?! Впрочем, вопрос риторический. Можно, да еще как. Но сейчас не об этом.

Грубые и злые

Как известно, «Charlie Hebdo» был основан в 1969 году и выпускается до сих пор, не считая перерыва 1981-1992 годов. Журнал специализируется на высмеивании церкви и религии, а также политиков правого толка, другими словами, тех сил и течений, которые основаны на традиционных ценностях и поддерживают их. При этом авторы издания ничтоже сумнящиеся отвергают даже естественные для каждого человека нормы морали. Так, предыдущая инкарнация «Charlie Hebdo», «грубый и злой» журнал «Hara-Kiri», был в свое время закрыт за шутку… по поводу смерти легендарного Шарля де Голля. Сегодня, во времена всеобщего либерализма, тормозов у сатирического журнала не осталось вовсе. Да и с юмором, похоже, не совсем благополучно. С первого взгляда на скандальные карикатуры бросается в глаза изобилие главным образом мужских гениталий – верный признак кризиса жанра. Надписи полностью подтвердили первое впечатление. Грубо, пошло, но – за небольшим исключением – ни разу не смешно. Скорее противно. Эдакие «Пусси райот» от французской журналистики. Видимо, именно поэтому так возбудились российские белоленточники. К примеру, Михаил Ходорковский заявил прямо: «Если журналисты – достойное сообщество, завтра не должно быть издания без карикатуры на пророка». Явно провокационный призыв Ходорковского с энтузиазмом поддержало «Эхо Москвы», разместив требуемое на своем сайте. Небольшая подборка есть и на странице «Нового времени». А вот «Сноб» обошелся без картинок. Но что характерно, ни один из этих ресурсов не упомянул о гибели двенадцати человек. Зачем, когда можно в очередной раз попенять России за отсутствие свободы слова, мракобесие и прочие нелиберальные грехи? Особенно подчеркивается тот факт, что у нас в России такой журнал невозможен. От себя добавлю, что и слава Богу.

И кто кого обидел?

Да, слава Богу. Потому что, в отличие от старого доброго «Крокодила» и его телевизионного аналога «Фитиля», которые освящали реальные проблемы нашей повседневности, «Charlie Hebdo», как ни парадоксально, никаких проблем не освещает. Он не шутит на злободневные темы. Он просто плюет в души людей. Его задача, по словам знатного и здравомыслящего француза герцога Анжуйского – создавать «обиду и врагов вместо уважения и братства между народами и людьми, независимо от их различий, расы, цвета кожи, религии». А писательница и автор интернет-журнала «Гефтер» Татьяна Щербина высказалась предельно откровенно: «Когда в обществе есть неприкасаемые, оно болеет. Запрет на «оскорбление чувств верующих» — нонсенс, поскольку означает, что у провозгласившего себя верующим есть индульгенция на любые поступки…». Ей вторит и петербургский депутат-яблочник Борис Вишневский: «Почему именно религиозные чувства «нельзя трогать»? А чувства атеистов – можно? Если чьи-то атеистические чувства будут задеты проходящим мимо крестным ходом – и он на этом основании потребует запретить крестный ход?» Вот так. Договориться можно до многого. Атеистов может оскорблять крестный ход. Любителей кошек – собаки. Гомосексуалистов – натуралы, а чайлдфри – дети. На самом деле господа-либералы занимаются элементарной подменой понятий. Одно дело – терпимо относиться к чужим взглядам и традициям. Никто же насильно в церковь не тащит. И совсем другое – оскорблять их в грубой и даже извращенной форме. Либералы возразят, что в свободном обществе верующие могут смеяться над атеистами точно так же, как и атеисты над верующими. Конечно, оскорбить религиозные чувства атеиста невозможно по причине отсутствия оных, но можно попробовать в другом направлении. Например, изобразить в непристойном виде мать видного атеиста. Или дочь. А что? Смешно же! Идея, на самом деле, богатая. Можно посмеяться и над гомосексуалистами. Нельзя? Нетолерантно? Гендер у них такой? Самоопределение? А религия – это не самоопределение? В общем, вернулись туда же, откуда начинали.

Кстати, о религии

Так вот, к чему все это. Я намеренно не заостряю внимание на том, что редакция «Charlie Hebdo» погибла из-за антиисламских карикатур (как раз в то утро вышел свежий номер). Ислам вообще был излюбленной темой этого еженедельника, и притом самой взрывоопасной. Но доставалось от карикатуристов и иудеям, и христианам. Одно только изображение рождения Христа во всех анатомических подробностях чего стоит. И таких материалов много. И все как на подбор – крайне непристойные, но ни капельки не смешные. И кто-то их покупает и даже выписывает (один номер стоит 2,5 евро).

Думается мне, что неспроста ведется такая война именно с религиозными ценностями. Ведь они - последний оплот традиционализма в до предела толерантной Европе. Смотрите: государство со своей стороны уже преследует священников, отказывающих в причастии и венчании гомосексуалистам, в судебном порядке. Осталось повлиять на умы людей. Технология влияния давно существует и успешно применяется. Называется она «Окно Овертона». Через это окно за последнее время протащили немало того, о чем еще лет 50 назад не могли и подумать. Согласно, теории Джозефа Овертона, любая новая идея проходит пять стадий – от «немыслимо» до «правило». Вспомним все те же однополые браки… Думается, что сегодня по проторенной дорожке идет и религиозный нигилизм, и стадию «немыслимо» он давно перескочил. Да и стадия «радикально» скоро будет пройдена, и немалая в этом заслуга многострадального «Charlie Hebdo», для которого не осталось ничего святого. Как выразилась все та же Татьяна Щербина, его дело – «сковырнуть табу». Вот так просто. Сковырнуть, как болячку, а там…

В заключение

Ни в коем случае не хочу сказать, что так им и надо, убитым карикатуристам. И даже не скажу, что они сами виноваты в своей смерти. Убийство есть убийство, это безусловное зло. Смерть человека всегда огромная трагедия, и сегодня, пусть с опозданием на несколько дней, хочется принести соболезнования родным и близким погибших журналистов. Но вместе с тем хотелось бы надеяться на то, что в нашей стране из этой трагедии будет извлечен должный урок, и наша свободная пресса не опустится до надругательства над религией и всем тем, что действительно для людей свято. Хотя бы из чувства самосохранения.
версия для печати
Автор: Татьяна Крыжановская

Ракурс


Культура и наука


Ракурс


Сетевое издание «Саратовские областные новости». Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-75741, выдано 08 мая 2019 года Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель - ООО "Полиграф"
Юридический адрес: г. Саратов, ул. Тараса Шевченко, д. 2А.
Контактный телефон: 8 (8452) 23-43-88.
Адрес электронной почты: saroblnews@gmail.com
Главный редактор: Шмырев Михаил Викторович