Самара и Саратов – города-близнецы - Саратов Сегодня
18+ 28 Марта 2024, Четверг, 19:16
Все в общем хорошо, только по отдельности все плохо
Политика Общество Интервью Культура и наука Слухи Прохиндиада Выборы Прямая речь Ракурс Он-лайн Фото Видео Архив

Самара и Саратов – города-близнецы

20/04/2015 17:37 Общая история

Город Самару можно считать родной сестрой Саратова, благо оба родственника были основаны по приказу царя и под руководством Георгия Засекина на берегу Волги. Целью постройки крепостей была одна и та же: «защитить южные рубежи Руси». При этом Самара по официальным документам чуть старше своего собрата - конец строительства крепости пришелся на 1586 год. Уже через 4 года, 12 июля 1590-го князем Григорием Засекиным и боярином Фёдором Туровым на полпути между Царицыным (ныне Волгоград) и самарской крепостью был возведен Саратов. Впрочем, это было его только первое появление. Мало кто помнит, что впоследствии Саратов будет переноситься из берега на берег еще два раза – в 1617 и 1674.

Всплывающая подсказка В отличие от Саратова, благодарные потомки на Набережной поставили памятник князю Григорию Засекину высотой в 12 метров. Более того, в Самаре есть еще и улица с именем основателя. А вот в Саратове упоминаний Федора Турова и князя Засекина нет. Впрочем, памятник князю в Самаре появился совсем недавно - его открыли в 2014 году. Быть может скоро и у нас его воздвигнут, благо мест на Новой Набережной предостаточно.

Общие корни, в итоге, сказались как на общей истории, так и на общем виде. Поэтому зачастую города-побратимы путают между собой. Способствует этому и созвучие названий. Иностранному туристу эти города зачастую вообще представляются единым целым.

А вот любовь к своему родному краю, кажется, у самарцев сильнее. Такой вывод можно сделать по количеству «памятных» мест в городе. Буквально пять лет назад у них случился «памятниковый» бум, когда почти на каждом углу стали возводить небольшие скульптуры, посвященные тому или иному деятелю или персонажу. Даже «проезжавшие мимо» удостоились своего места в городе.

Всплывающая подсказка Почетно относятся в Самаре к своему «космическому» вкладу. Так, например, посреди города стоит музейно-выставочный центр «Самара Космическая» в виде настоящей ракеты-носителя «Союз». Данная ракета установлена всего 2 года назад, но уже стала одним из символов Самары . В почитании Юрия Гагарина самарцы пытаются конкурировать с саратовцами. Тем не менее, таких масштабных праздников, как делают в Саратове 12 апреля у них нет. Впрочем, состояние памятников первому космонавту Земли у нас оставляет желать лучшего. Пока что достойно смотрится лишь бюст у "гагаринского" колледжа.

Самарцам еще есть чему поучиться у саратовцев. Сами жители соседнего города отмечают: нет нигде в ПФО такого города, где так заботливо относятся к Великой Победе и труженикам тыла. Только бывший Сталинград может конкурировать в этом плане с Саратовом. Если наш город гордится своими тружениками тыла, то в Самаре делают упор на ноябрьском параде 1941 года. Именно ему посвящен целый комплекс в центре «старого города». Любят здесь и своих авиаторов. На главном постаменте в честь Великой Победы возвышается человек, запускающий самолет, а главной достопримечательностью города стал настоящий ИЛ-2, стоящий на постаменте. Но ни Самара, ни Волгоград, ни другие города ПФО не имеют в наличии столько военной техники, сколько стоит у нас на Соколовой горе.

В Самаре оставляет неприятный осадок одно: многие памятники, несмотря на приближающееся 70-летие Победы, до сих пор выглядят «покинутыми». Самарцы обещают, что к 9 мая все будет исправлено. Ради этого они выходят на субботники. Но разрушаются памятники быстрее, чем их реставрируют.

Всплывающая подсказка «Исторически ценные» дома сохранились, в основном, в так называемой «старой части города». Выглядят они удручающе. «Региональные памятники» выглядят не лучше. Более того, на фоне новостроек (а город стремительно разрастается) они уже выглядят как-то нелепо. Центр города продолжает активно застраиваться высотными зданиями, а памятников архитектуры с каждым годом становится все меньше. Они рушатся, горят, сносятся. Буквально незадолго до создания этой статьи горела уже упомянутая нами улица Засекина. Многие дома теперь выглядят так, будто прошло Мамаево войско. Конечно, к чемпионату мира по футболу 2018 года в Самаре планируется отреставрировать фасады и кровли по основным туристическим маршрутам. Но если спросить о судьбе старого центра простого жителя, он уверенно скажет – не делается ничего. Состояние исторического центра Самары можно сравнить с Саратовом. И проблемы тут те же: министерство культуры всеми силами пытается сохранить красоту исторических памятников, чтобы привлечь туристов. Но время и постройки новых домов делают свое «черное дело».

Общая беда

Всплывающая подсказка В народе говорят: встречают по одежке. Город начинаешь оценивать именно с первых минут, сойдя с перрона. Самара встречает гостей главной своей современной достопримечательностью: вокзалом. Старое здание, прослужившее 120 лет на посту «встречающего» сменило молодое в 2001 году. Жители города гордятся своим пятнадцатиэтажным зданием: в момент сдачи постройки он стал самым высоким вокзалом во всей Европе. Даже сейчас он выгодно отличается от того же саратовского, двухэтажного советского типа здания. Своей чистотой самарский вокзал обязан строгому пропускному режиму. Он уже на входе не позволяет попасть на вокзал «сомнительным» личностям, поэтому в переходах и внутри здания вы не найдете лежащих на полу людей без определенного места жительства.

Но впечатления от вокзала теряются сразу по выходу. Именно здесь понимаешь, что дороги Саратова – не самые ужасные в ПФО. Социальные сети, форумы, разговоры таксистов и водителей переполнены проклятиями к «этим направлениям». Естественно, жители города считают свои дороги «эталоном» того, как нельзя содержать дорожное хозяйство. Дорожники, видимо, пытаются сделать оперативный ямочный ремонт, но не успевают. И касается это не только окраинных дорог, но и тех, что находятся непосредственно в центре. Это создает аварийные ситуации, когда водители или резко тормозят перед препятствием, или, пытаясь объехать очередную яму, виляют по дороге. Естественно, после этого возникает еще одна проблема – пробки.

По сравнению с ними, ситуацию на дорогах Саратова в «час пик» можно назвать «небольшим затором». Как говорила одна моя знакомая, выходить на работу в центр самарцы предпочитают за 2-3 часа до начала рабочего дня. И то, не всегда можно успеть. При этом совсем не понятно: откуда пробкам взяться? Дороги Самары значительно шире, чем в Саратове. 3-4-х полосное движение – здесь обыденное дело. Город не настолько плотно застроен как Саратов. Но это не мешает каждое утро создавать многокилометровые пробки.

Всплывающая подсказкаОбщественный транспорт двух городов очень похож друг на друга. Те же немецкие автобусы 90-х годов, те же маршрутки, те же трамваи. Но чем старше от центра города, тем «дряхлее» техника. Здесь уже встречаются "Икарусы", "Мерседесы" и прочий старый видавший виды транспорт, коим давно перевалило 20, а подчас и 30 лет. Между тем, сами жители утверждают: из года в год эти «старички» начинают исчезать. Ничего удивительного, причина та же: город готовится к ЧМ-2018 и пытается внешне преобразоваться. Отсюда и спешная попытка «улучшить» дорожное полотно, и обновление транспорта, и попытка сделать дороги еще шире.

Всплывающая подсказкаЗато проезд на все виды транспорта, от маршрутки до трамвая стоит 20 рублей. Можно, конечно, приобрести «Единую Транспортную Карту», то на автобусах, троллейбусах и трамваях можно кататься и за 17.50 рублей. А можно спуститься в метро… Оно считается еще одной из достопримечательностей Самары. Насчитывает метро около 10 станций. Это не только способ быстро добраться из одной точки в другую, но и неплохая барахолка. Несколько станций оккупировали продавцы, торгующие всем, что только душе угодно: от кормов животных до «фирменных» телефонов. Полиция нещадно гоняет их с насиженных мест, но пока продавцы побеждают.

А вот с аэропортом в Самаре – беда. Если в Саратове он стоит посреди города, то в Самаре ехать в аэропорт придется долго. Он стоит в 30 км от города. Но это еще полбеды: редкий автобусный маршрут добирается до столь важной части инфраструктуры. В итоге, поездка в Аэропорт может оказаться пыткой: переполненные автобусы тут не редкость. Поэтому граждане предпочитают вызывать такси.

Говорят, что с «частным извозом» в Самаре нещадно борются, но, видимо, пока безуспешно: частники успевают перехватить пассажиров. Платой за такую поспешность для пассажира может стать крупная сумма. Из-за их жадности с «частниками» и борются. Между тем, средняя стоимость перемещения из одной точки города в другую в Саратове и Самаре одинакова – 150-200 рублей.

Общий вид


Самара и Саратов – два города-близнеца. Но так кажется на первый взгляд. Саратов выглядит намного плотнее и меньше, чем Самара. При этом, по числу жителей бывший Куйбышев обгоняет Саратов почти в полтора раза – 1 млн 100 тысяч человек. Впрочем, в отличие от нашего города, у Самары нет города-спутника, такого, как Энгельс. Вместе с ним Саратов может побороться по численности населения.

Город и выглядит не таким растянутым как наш. Не кажется он и таким плотным: про ширину улиц говорится выше. Конечно, Самара разрастается и новыми районами. Последний из них появился в 2013 году. Тем не менее, этот рост кажется более низким, чем в Саратове. Впрочем, пока что центральный город 63 региона за несколько лет никак не изменился. Спальные районы, как и в Саратове, превалируют. Частные районы окружены высотками. Они с успехом защищают свое место быть посреди города. Высотки тем временем застраиваются более плотно к старым «хрущевкам» и «сталинкам». Отметить можно только то, что в последнее время в Самару пришла мода «закрашивать здание» в различные яркие цвета: перед будущими туристами не хочется ударить в грязь лицом. Разноцветные здания больше радуют глаз, чем серые высотки. Но даже в центре Самары есть места, из-за которых Саратову впору отречься от сестры. К таким можно отнести обычный промышленный район Самары, где неприятно ходить хотя бы потому, что руководство о его содержании совершенно не заботится. Грязный, неухоженный район в таких своих характеристиках превосходит наш Заводской район.

Тем не менее, Самара выглядит богаче своего «бедного» родственника. Опять же, помогли «вливания» в бюджет на проведение здесь 6-ти матчей по футболу, в том числе и ¼ финала ЧМ-2018. Все эти деньги пошли на улучшение инфраструктуры, подземные переходы, преображение внешнего вида фасадов домов. Жители отмечают: такое нужно было делать лет 15 назад. Но тем не менее они рады преобразованиям.

За все это «богатство» приходится платить. Это может удивить саратовцев, но цены на социально-значимые товары здесь выше. Цена на хлеб варьируется от 16 до 22 рублей . Молоко в «мягких» пакетах стоит от 35 рублей. Яйцо куриное, самое дешевое – 48 рублей, картофель – 25 рублей за килограмм, томаты – 130 рублей за килограмм и «социальная» гречка – 44 рубля. Меж тем, средняя зарплата самарца не сильно отличается от оной саратовца – 22 тысячи рублей в месяц.

Впрочем, это один из магазинов. На улочках Самары можно увидеть и частников, и целые «стихийные» рынки наподобие того, что существует у нас на 3-ей Дачной. Самарской «Аллеей Роз» можно назвать Юнгородок. Несмотря на свое молодцеватое название, это довольно старый район. Свою дурную славу Юнгородок заслужил благодаря растущему как раковая опухоль «Кировскому рынку», ну, и связанному с ним засилью иностранных гостей. Узкие проходы, отвратительный запах и постоянные кражи – обычный спутник этого рынка. Уже многие годы город обещает избавится от этого рынка, но пока безуспешно. Да, люди жалуются, но все равно приходят и приезжают туда закупаться.

Всплывающая подсказка Есть в Самаре и своя Набережная. В некоторых моментах ее легко спутать с саратовской. Особенно в самой «старой» ее части, так как, судя по всему, делались они по одному типу. Тем не менее, различия между ними большие. Первая и самая видная: Набережная Самары заканчивается пляжем, а не промзоной. Здесь Волга не бьется о железобетонные конструкции и не размывает фундамент. Зато у нее есть своя беда: тротуары. О них можно сказать одно – они быстро разрушаются.

Вообще, проблема с тротуарами здесь, как и в Саратове остра, как никогда. Даже в центральной части Самары ходить по этому тротуару старикам, детям и дамам на каблуках весьма и весьма не комфортно. А ведь рядом находятся более-менее благоустроенная набережная, дворец спорта, областное правительство и центральная площадь Самары. Поневоле вспомнишь свой Саратов, где с этой проблемой все-таки справляются лучше.

Каких-то пять лет назад Самара, Саратов и Волгоград соревновались между собой за звание «самого грязного города Приволжского округа». "Родственники" страдали одними и теми же «болезнями»: дороги, мусор и ветхие постройки. Если от первой Самара до сих пор не поправилась, то со второй дела состоят куда лучше. В последние два года и об этом говорят жители Самары, город стал будто преображаться. Еще год назад урны для мусора «днем с огнем не сыскать». Сейчас же они старательно размещены по всей длине людных улиц. Городские службы, по словам тех же жителей, денно и нощно очищают улицы от грязи и отходов. Вывоз снега за пределы города стал более «живым», и того, что творилось на улицах Саратова этой зимой, в Самаре не увидели. Потому редки стали новости о том, что очередная лавина накрыла жителя. Несмотря на это, сами жители еще не успевают за изменениями. По дорогам в районах города можно увидеть «недонесенный» пакет мусора или опустошенную хулиганами урну. Тем не менее, Самара, в отличие от Саратова, выбыла из гонки «грязнейших».

Растущая разница

Жители города ничем не отличаются от саратовцев. Также выезжают утром на работу, также приезжают с работы вечером. Ничем не отличается и стиль одежды: от кричащих молодежных нарядов до строгих костюмов и платьев. Город живет своей жизнью, неотличимой от других.

Местная молодежь также любит отдыхать на выходных в различных парках, коих тут очень много. Есть тут и свой «самарский арбат» - улица Ленинградская. Она очень похожа на Саратовский проспект Кирова своим ощущением «домашней» улочки. Отметить можно и то, что здесь видна любовь самарцев к фонтанам. Действительно, почти на каждом углу города можно увидеть бьющийся в небо поток воды.

Всплывающая подсказка Самарский «Арбат» меньше по длине, чем проспект Кирова. Всего несколькими кварталами разделено начало и конец пешеходной дороги. Также можно отметить, что наш «Арбат» куда старше самарского. Появилась пешеходная улица Самары, можно сказать, недавно - в 2000-е года. Ранее, как и по пр. Кирова, ходили троллейбусы, потом улицу закрыли для проезда. Этим воспользовались «торгаши». В начале 90-х годов улицу превратили в огромный рынок из палаток. Усилиями воли все это безобразие разогнали, фасады отреставрировали, положили плитку, сделав из «рыночной улицы» - "конфетку". Но до конца побороть «палаточников» и здесь не смогли: то тут, то там появляются небольшие «сувенирные» торговые точки. Впрочем, в небольшом количестве они тут к месту.

Говоря о «молодежной» пешеходной улице нельзя не отметить одну из главных достопримечательностей Самары – девушки. Жители города не зря гордятся тем, что из года в год Самара в топ-10 данного рейтинга. Но подолью немного «дегтя» самарцам: саратовские девушки еще красивее. Саратов, благодаря огромному количеству учебных заведений в центре, действительно кажется моложе и красивее.

Говоря о двух городах и сравнивая их, никак нельзя очередной раз не упомянуть причину растущей разницы между ними – Чемпионат мира по футболу 2018 года. Жители Самары, можно сказать, живут им и молятся на него. Новые стадионы, обновление фасадов, обновление дорожного полотна, появление табличек на иностранном языке перед местами достопримечательностями – все это благодаря ему одному. Поэтому еще вчера депрессивный город, жители которого, как и саратовцы, любили ругать свой дом, стал позитивным. За два года здесь изменилось почти все. И это дает надежду на то, что Саратов, усилием воли, также сможет стать позитивным.
версия для печати
Автор фотографий: Андрей Делюбко
Автор: Андрей Делюбко

Ракурс


Культура и наука


Ракурс


Сетевое издание «Саратовские областные новости». Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-75741, выдано 08 мая 2019 года Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель - ООО "Полиграф"
Юридический адрес: г. Саратов, ул. Тараса Шевченко, д. 2А.
Контактный телефон: 8 (8452) 23-43-88.
Адрес электронной почты: saroblnews@gmail.com
Главный редактор: Шмырев Михаил Викторович