Волна безобразованности - Саратов Сегодня
18+ 29 Марта 2024, Пятница, 14:20
Все в общем хорошо, только по отдельности все плохо
Политика Общество Интервью Культура и наука Слухи Прохиндиада Выборы Прямая речь Ракурс Он-лайн Фото Видео Архив

Волна безобразованности

21/06/2016 16:44 В конце июня две волны встречаются в вузах: волна выпускников и волна абитуриентов. На волнах качаются товарищи ученые, доценты с кандидатами, профессура и то и дело хватается за голову: кого мы выпускаем! Кого мы принимаем!

Вместе с ними на волнах качаются выпускники и тоже хватаются за голову? Чему нас тут учили? Зачем нам все это?
Так продолжается уже не первое десятилетие. Точнее – 25 лет.

Рассказы нынешних членов государственных аттестационных комиссий (ГАК) еще 30 лет назад сочли бы бредом и антисоветской пропагандой. Даже с учетом того, что многие из консервативно настроенных преподавателей и работодателей считают бакалавриат аналогом советских техникумов, многие закончившие тогдашние техникумы гораздо эрудированнее и грамотнее некоторых современных бакалавров. Взрослые люди в возрасте 20-21 лет не гнушаются скачивать из Интернета бакалаврские работы или покупать их. Они не могут вести нормальный диалог, ничего не знают из пройденного в вузе и в школе. Несколько лет назад в МГУ на факультете журналистики разразился скандал – первокурсники, сдавшие ЕГЭ по литературе на 100 баллов, не могли написать простейшее заявление без ошибок. При этом далеко не все из них результаты ЕГЭ покупали – многие сдавали добросовестно.

У членов ГАК – сложное положение. С одной стороны, в советские времена таких выпускников просто выгнали бы без дипломов. С другой, что ж теперь, половину выпуска провалить? Этак и до отзыва лицензии у вуза далеко. С третьей стороны, все понимают, что выпускают тех, кого приняли. Не надо было принимать. Но как не принять, если у нас подушевое финансирование профессорско-преподавательского состава?
И как теперь написать на дипломную работу студента объективную рецензию, если не хочется портить отношения с коллегами и руководством?

Наконец, с четвертой стороны, все понимают, что современные абитуриенты – заложники родительского выбора. Не сами дети решают, куда идти учиться. Родители определяют за них, где учеба дешевле и проще – ну, конечно же, на «болтологических» гуманитарных направлениях. К слову, и списать курсовые и дипломные есть откуда. Вот если поискать курсовые по химии, физике или биологии в библиотеках рефератов – вряд ли что-то дельное найдется. Ведь изучающие эти науки должны сами думать, проводить эксперименты, делать выводы. Как говорил по этому поводу киевский мэр Виталий Кличко, делать это «могут не только лишь все. Мало кто может это делать».

Я знаю многие семьи, где детей отдают учиться в вузы только ради диплома, «чтоб быть не хуже других», не заботясь о реальных наклонностях ребенка, но считая каждую копейку в семейном бюджете. Правильно, если он с детства любит возиться с электроникой, а обучение на инженерных специальностях стоит в месяц половину родительской зарплаты – проще и дешевле отдать его изучать что-то гуманитарное. А там, дескать, сам разберется…

Я недаром в начале статьи сказал о том, когда начался этот образовательный беспредел. Именно 25 лет назад, с вхождением страны в рынок. И в советские-то годы были «блатные» студенты – дети нужных или просто богатых родителей. И в то время в саратовских вузах держали студентов-лучших общественников или физкультурников. Но купить диплом в те годы было малореально. Потом пришел рынок. Цена красивых корочек упала, ценность – тоже.

Диплом стало возможным купить – если не в переходе метро за час, так в каком-нибудь вузе за 4 года, придя туда два раза – подать документы и забрать диплом. Главное – не забывать вовремя перечислять деньги и официально, и неофициально.
Спрос родил предложение – появилось море псевдовузов, которые фактически занимались продажей дипломов. Куда при этом смотрели чиновники от образования, которые сейчас сокрушаются по поводу уровня выпускников вузов ниже плинтуса – вопрос открытый. Хочется надеяться, что они, выдавая лицензии и проводя аккредитацию, смотрели в чистые честные глаза представителей вузов, а не в портфели, которые представители им заносили.

Не секрет, что псевдовузики независимо от формы собственности, и их филиалы превратились в хорошие кормушки для руководства вузиков и тех, кто обеспечивал им процветание.

Сейчас эти кормушки прикрывают. Каждую пятницу Рособрнадзор публикует списки вузов, у которых отзывается лицензия, аккредитация или запрещается прием.

Но проблема не решается и не будет решена, пока в оставшихся вузах, в первую очередь государственных, образовательный процесс не перестанет измеряться рыночными подходами и восприниматься как образовательные услуги, поскольку вузы – это не уличное кафе, образование – не блюдо, а преподаватели – не официанты.

Однако Минобр, рьяно устраивая показуху с закрытием вузов, бьет не по причинам и даже не по следствиям, а вообще мимо.

Как, например, расценить недавнюю инициативу о запрете на дистанционное заочное образование по гуманитарным направлениям? Лекции как способ изложения материала и сама классно-урочная система были придуманы сотни лет назад, когда учебники были редкостью, да и другую учебную информацию получить можно было только в университетах. Сейчас информацией забит Интернет, но студентов заставляют тащиться в духоте в вуз, чтобы прочитать им текст учебника, который они свободно могут скачать в интернете. Авторы идеи запрета заочного образования утверждают, что заочно невозможно ни качественно обучить гуманитарным специальностям, ни объективно проверить знания. Смеем возразить: возможно. И двойку можно влепить, если при этом не бояться, что урежут финансирование или вуз вообще закроют. И порог для абитуриентов установить повыше, чтобы не тянуть потом четыре года откровенных олигофренов только потому, что они платят деньги.

Впрочем, именно в деньгах корень зла современной безобразованности. Если возобновить государственное финансирование вузов в зависимости от реальной потребности национальной экономики в специалистах, при этом платить преподавателям достойную зарплату, не вынуждать их, как школьников, скидываться «на нужды вуза», повысить требования к приему абитуриентов, отменив баллы ЕГЭ в качестве единственного основания для зачисления абитуриента, то качество высшего образования существенно вырастет. Оно вырастет еще больше, если вузы перестанут бояться отчислять откровенных лодырей и балбесов, или протеже «уважаемых людей». При этом, правда, придется закрыть сотни кормушек. Страшащимся этого владельцам околовузовского бизнеса и крышующим их стоит задуматься о том, что человек смертен. Более того, он внезапно смертен. Например, от неправильного диагноза врача или неверных расчетов инженера-строителя или даже от неграмотно составленного с юридической точки зрения договора по оказанию услуг, либо от неадекватного решения необразованного чиновника, который «сделал» себе диплом для поступления на госслужбу. Причастные к торговле дипломами не должны заблуждаться, что это их никогда не коснется. Как говорится, «никогда не говори никогда»…
версия для печати

Ракурс


Культура и наука


Ракурс


Сетевое издание «Саратовские областные новости». Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-75741, выдано 08 мая 2019 года Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель - ООО "Полиграф"
Юридический адрес: г. Саратов, ул. Тараса Шевченко, д. 2А.
Контактный телефон: 8 (8452) 23-43-88.
Адрес электронной почты: saroblnews@gmail.com
Главный редактор: Шмырев Михаил Викторович