И ничего не будет - Саратов Сегодня
18+ 19 Марта 2024, Вторник, 13:57
Все в общем хорошо, только по отдельности все плохо
Политика Общество Интервью Культура и наука Слухи Прохиндиада Выборы Прямая речь Ракурс Он-лайн Фото Видео Архив

И ничего не будет

04/05/2018 12:10 В старом-престаром анекдоте про свободу слова и печати рассказывается о диалоге зарубежного и российского журналистов. Зарубежный обвиняет Россию в зажимании свободы слова и заявляет: свобода слова это когда я могу выйти на площадь перед Белым домом и сказать что наш президент дурак. И мне ничего не будет.

На что российский отвечает: и я могу выйти на ту же площадь и сказать, что ваш президент дурак. И мне тоже ничего не будет.

События последних десятилетий показывает, что этот принцип безотказно работает в России, и даже если журналист скажет что-то резкое (но в пределах закона) об отечественной действительности, тоже ничего не будет. Ни ему, ни действительности. Это не так хорошо, как кажется.

Повод вспомнить про свободу слова прозевали вчера, во Всемирный день свободы прессы, многие региональные СМИ. А ведь именно 3 мая в 1991 году в столице Намибии Виндухе представители независимой прессы африканских стран приняли "Виндхукскую декларацию", в которой содержался призыв к правительствам государств мира обеспечивать свободу прессы и ее демократический характер. В декларации подчеркивалось, что свободная и независимая пресса является важнейшей составной частью любого демократического общества. В подтверждение этому авторы ссылались на статью 19 Всеобщей Декларации прав человека, которая гласит: «Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ». Главной преградой на пути свободы прессы организация называет правительственный контроль над средствами массовой информации (СМИ).

Случайно ли такое игнорирование? Вряд ли.

Прежде всего, потому, что никто до конца не понимает, в чем именно такая свобода проявляется.

Если по учебникам, то свободная пресса доносит до граждан информацию и идеи, является важным источником знаний, улучшает работу правительства, помогая гражданам общаться с органами власти и помогая политикам лучше понять, как воспринимаются их действия, дает гражданам возможность привлекать внимание к нарушениям их прав.

Есть немало международных организаций, которые регулярно высчитывают рейтинг стран мира по уровню свободы средств массовой информации. По версии международной организации Freedom House, в 2017 году в первой тройке по обеспечению свободы прессы были Норвегия, Нидерланды и Швеция, в то время как «самая демократичная страна в мире» - США – заняла только 37 место. Инициатор декларации свободы печати – Намибия, в этом списке находится на 62 месте, между Италией и Ганой, гораздо печальней со свободой дела идут в Израиле (65-е место).

Ну конечно же, Россию составители рейтинга опустили в самый низ, после Конго (172-е место), Беларуси (173-е), идем мы (174-е), потом Китай (186-е, там еще Интернет регулируется государством), а самой несвободной страной на 196-м месте называется Северная Корея.

Посмотрим на ситуацию «сверху», так сказать, «поднявшись над схваткой». Во все времена были граждане, которые считали, что вправе говорить все, что вздумается. Были другие, недовольные тем, что первые говорят, печатают и снимают что ни попадя. Недовольство обычно заканчивается призывом к запрету чего-нибудь вредного: писателя, которого недовольный не читал, но осуждает, певца, которого сам не слышал, но «мне Рабинович напел», фильма, который еще никто не видел, а лучше вообще Интернета. Пусть, дескать, будет только общая газета на всю страну, которой мы будем верить, а то если над прочитанным еще и думать – страшно подумать, к чему это приведет.

Таких недовольных граждан к началу 1990-х годов появилось немало в Африке, которая избавлялась от колониального наследия, так вот специально для них в Виндхуке была принята декларация о праве печатного слова на свободу. Чтоб не зарывались.

Реальное же положение со свободой слова во все времена несколько иное, и понимается эта свобода иначе.

Во-первых, выпуск СМИ это бизнес, в том числе бизнес государственный. Государство вкладывает деньги в «свои» СМИ, транслирующие государственную точку зрения. Если оно не будет этого делать, государственные, а особенно муниципальные СМИ попросту загнутся, что мы и видим на примере «районок».

Любой учредитель вкладывает деньги в СМИ для того, чтобы оно поддерживало и продвигало его точку зрения на окружающую действительность, общественно-политические и экономические процессы. Производитель «Кока-колы» будет писать в своих СМИ про «Кока-колу», а не про «Пепси» или вообще про наши «Байкал» и «Тархун». Не правда ли странно вновь и вновь повторять эти очевидные истины?
Даже если предположить, что пресловутый заказчик – это читатель, то и читатели не будут потреблять медиапродукцию, которая им неинтересна или противоречит их групповой системе взглядов.

Во-вторых, определитесь же наконец, что лично для вас эта свобода означает?

Отсутствие ответственности? Ну так с конца 80-х мы это наблюдали это в полной красе. Вчерашние идейные главреды партийно-комсомольской прессы чего только у себя не публиковали после краха КПСС. Кому от этого стало лучше?

В то же время чем сейчас не свобода, если от печатного слова ничего не меняется. Вот уж действительно, говори что угодно, и ничего не будет.

Происходит это потому, что если раньше газеты были обязательно рупором органов власти, принимающих решения, то сейчас к СМИ прислушиваются, но не более того. Рубрика «газета выступила – что сделано?» почти нежизнеспособна: заставить власть что-то делать проще и надежней другими механизмами – через судебную власть и правоохранительные органы.

С приходом в нашу жизнь Интернета каждый может создавать собственный канал вещания, но превалировать будет капитал, который имеет возможность «сожрать» или выкинуть с рынка мелких вещателей. Об этом еще полтораста лет назад Маркс с Энгельсом писали.

И вот как раз по этой причине региональные СМИ не поднимают больше вопроса о свободе или несвободе прессы. Все люди взрослые, всё понимают.

В этих условиях свобода самовыражения, пресловутая свобода прессы как раз и заключается в многополярности трансляторов точек зрения, которые играют по общим правилам. А действенность транслятора как раз определяется профессионализмом журналиста. Который создает вокруг какой-либо проблемы информационный фон, потом общественное мнение, и, опираясь, на это мнение, обращается опять же к органам власти – законодательным, исполнительным, правоохранительным.

Без сотрудничества четвертой власти с другими ветвями уж точно ничего полезного и практического не будет.
версия для печати

Ракурс


Культура и наука


Ракурс


Сетевое издание «Саратовские областные новости». Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-75741, выдано 08 мая 2019 года Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель - ООО "Полиграф"
Юридический адрес: г. Саратов, ул. Тараса Шевченко, д. 2А.
Контактный телефон: 8 (8452) 23-43-88.
Адрес электронной почты: saroblnews@gmail.com
Главный редактор: Шмырев Михаил Викторович