Они трудились для фронта: как охраняли покой Сталина - Саратов Сегодня
18+ 29 Марта 2024, Пятница, 17:47
Все в общем хорошо, только по отдельности все плохо
Политика Общество Интервью Культура и наука Слухи Прохиндиада Выборы Прямая речь Ракурс Он-лайн Фото Видео Архив

Они трудились для фронта: как охраняли покой Сталина

09/04/2015 15:23 Все мы знаем о том, как проходили Тегеранская, Ялтинская, Потсдамская конференции. Каждая минута встречи «большой тройки» антигитлеровской коалиции расписана в учебниках истории, монографиях и воспоминаниях современников. Но не все мы понимаем, что такое событие не может быть осуществлено без работы огромного количества людей.

Великая Отечественная Война закончилась. Еще не остыли орудия, бившие по нацистской Германии, а на другом конце мира, на границе японской Маньчжурии, готовились к борьбе с фашизмом императорского правительства Хирохото советские солдаты. СССР выполнял обязательства перед своими союзниками на Ялтинской конференции. В июле 1945 года эшелоны с демобилизованными солдатами направлялись на восток. Навстречу им, из Москвы в Германию, двигался другой поезд. Специальный состав из трех бронированных салонов и восьми обычных мягких вагонов спешил, не останавливаясь ни на одной станции. Все остальные поезда вынуждены были пропустить дорогу. В самом поезде и прикрывающих его спереди и сзади составах находилось около 1500 бойцов охраны. На всем пути следования этого специального поезда от Москвы до Берлина железнодорожную магистраль охраняло 17 000 солдат и офицеров, по 6–15 человек на каждый километр пути. Дополнительно по всей линии курсировали 8 бронепоездов. Такие меры безопасности мог позволить себе только один человек — генералиссимус Иосиф Виссарионович Сталин. В том, что «вождь советского народа» благополучно добрался до места прибытия на важные переговоры, есть и заслуга нашего земляка – Ивана Михайловича Маринина.

Родился Иван Маринин 10 сентября 1927 года в селе Бутурлинка Екатериновского района Саратовской области в семье сапожника Михаила Осиповича Маринина и работницы колхоза Евдокии Николаевны. В их семье было трое сыновей. Иван Михайлович среди них был самым старшим. Детство и учеба в школе пришлись для него на самые тяжелые годы: 1941-1945. Выпало на его долю, несмотря на юный возраст, и внести свой вклад в Победу. После окончания средней школы в декабре 1944 года, 17-ти летний Иван Маринин был призван в действующую Красную армию. Это был последний призыв Великой Отечественной войны.

Сельского паренька вызвали в военкомат и дали приказ: «Сутки на сборы». Определили нашего земляка в Дивизию № 73 войск НКВД. Данное армейское подразделение находилось в Куйбышеве (ныне Самара) и специализировалось на охране особо важных объектов – железнодорожных коммуникаций, мостов и арсеналов.

Особое внимание уделялось железнодорожному переходу через главную артерию страны - Волгу. И, как оказалось, охранная служба не так проста, как кажется на первый взгляд. Защита мостов в условиях войны – это важный пункт в приближении Победы, ведь именно по железной дороге на фронт отправлялось основное количество боевой техники, вспомогательных орудий и солдат. Также на фронт шли припасы, необходимые для поддержания сил наступающих армий. С фронта на железной дороге переправлялись раненные, демобилизованные. Да даже простейшие письма, необходимые для связи с родственниками в тылу, не могли дойти без этой важной артерии. Для правильного несения караульной службы по охране пути требовались такие качества, как выносливость и большая работоспособность, выдержка и терпение, предельная внимательность и четкое знание приказов, инструкций и так далее. Все это должно было уместиться в голове 17-летнего Ивана.

Но главное событие в «военной» жизни Ивана Михайловича произошло уже после объявления Победы. В один из июльских дней 1945 года, в конце месяца, подразделение охраны было поднято по тревоге. Он и его сослуживцы, молодые солдаты войск НКВД, были погружены в вагоны и отправлены на запад. Куда именно, никто не знал. Каждый понимал, что приказы не обсуждаются, а выполняются, рассказывал Иван Михайлович.

Всплывающая подсказка Пункт назначения знали только офицеры, которые сопровождали эшелон. Когда раздалась команда «Выходи!», то на вывеске здания железнодорожной станции прочитали «Гждатск». Все поняли, что они находятся в Смоленской области, т.е. в центральной части России. Вся территория этой железнодорожной станции была взята под охрану. Их посты были расставлены так, чтобы была возможность видеть все вокруг. Проверяли каждого человека, решившего пройти через «железку». Паспорта, личные вещи, подозрительные предметы – все это строго осматривалось на предмет опасности. Между тем, граждане не возмущались: понимали, что того требует время. Был дан приказ: не пускать посторонних людей к полотну ближе, чем 100 метров во время проезда «спецпоезда».

Однако по всему чувствовалось, что это еще не главное, еще не наступил этот момент, просто идет тщательная подготовка к нему. Все понимали, что это «главное» должно быть где-то значительно позже.

Вскоре это «главное» предстало в виде бронепоезда и десяти вагонов с плотно задрапированными окнами. Что это за состав и кто там – никто из рядовых охранников не знал. Более того, знать им этого было не положено. Требовалось только одно: чтобы никто из проходящих мимо людей не помешал следованию состава на запад. За первым составом последовал второй, затем третий. Он и был замыкающим в этой процессии.

Начальство до самой конференции держало тайну, что это были за поезда и зачем были приняты такие серьезные меры безопасности. Уже потом до солдат дошла информация: везли в вагонах ни кого-нибудь, а самого Главнокомандующего Советского союза Иосифа Сталина.

Железная дорога была главным и любимым транспортным средством генералиссимуса для передвижения на большие расстояния. В Потсдам спецпоезд прибыл строго по графику, составленному в НКВД. Советская делегация в Потсдаме добилась крупных дипломатических побед почти на всех направлениях. Конференция стала самым большим внешнеполитическим успехом Сталина, который повел себя грамотно и умело. На этом служба «охранения» не заканчивалась. Была поставлена задача: все время, пока руководители СССР, США и Великобритании не вернулись домой, все транспортные коммуникации предполагаемых маршрутов их следования обратно, усиленно охранялись. Поэтому обратный путь первого лица государства протекал также без происшествий.

После демобилизации Иван Михайлович Маринин не прекратил службу. Сменил свою армейскую форму на милицейский китель, чтобы охранять покой не менее важных людей, чем Иосиф Виссарионович – саратовцев. Службе в органах внутренних дел он отдал 40 лет своей жизни. После этого его избрали в председатели Саратовского областного общества охотников и рыболовов. За решение актуальных задач по оздоровлению экологической обстановки родного края удостоен звания заслуженного работника «Росохотрыболовсоюза», награжден Орденом Почета РФ и почетной грамотой Губернатора Саратовской области.

Корреспондент «Saroblnews» выражает отдельную благодарность председателю совета ветеранов УУР ГУ МВД России по Саратовской области полковнику милиции в отставке Валентине Карнышевой.
версия для печати
Автор фотографий: Андрей Делюбко
Автор: Андрей Делюбко

Заслуживает внимания


Выбор приоритета: танцы или саратовцы?Концессионный развод по-саратовскиБез курятины не останемся?
29/02/2024 13:59 Заслуживает внимания Выбор приоритета: танцы или саратовцы?08/02/2024 13:35 Заслуживает внимания Концессионный развод по-саратовски30/01/2024 14:08 Заслуживает внимания Без курятины не останемся?
«Смертность» саратовского бизнеса снижаетсяКому выгодны продуктовые социальные полки?С новой жизнью!
25/01/2024 15:38 Заслуживает внимания «Смертность» саратовского бизнеса снижается15/01/2024 22:15 Заслуживает внимания Кому выгодны продуктовые социальные полки?03/01/2024 21:43 Заслуживает внимания С новой жизнью!

Все материалы

В Саратовской области увеличилась выручка у применяющих кассовые аппараты предпринимателей
29/03/2024 Новости В Саратовской области увеличилась выручка у применяющих кассовые аппараты предпринимателей
Ветеран войны много лет мечтает, чтобы с потолка ее квартиры перестала литься вода
29/03/2024 Новости Ветеран войны много лет мечтает, чтобы с потолка ее квартиры перестала литься вода
Депутат о реконструкции театра оперы и балета:
29/03/2024 Новости Депутат о реконструкции театра оперы и балета: "Может, и по нему будет "спектакль покаяния"
С 1 апреля в Саратове закроют еще два трамвайных маршрута
29/03/2024 Новости С 1 апреля в Саратове закроют еще два трамвайных маршрута
Панков о паводке:
29/03/2024 Новости Панков о паводке: "Главное быть вместе с людьми, никого не оставлять наедине с бедой"
Рецидивист получил
29/03/2024 Новости Рецидивист получил "строгач" за кражу банковской карты и ювелирки
Опытные огородники рассказали, как правильно выбрать грунт для рассады
29/03/2024 Новости Опытные огородники рассказали, как правильно выбрать грунт для рассады
Общественники снимут мультфильмы про вред алкоголя и табака
29/03/2024 Новости Общественники снимут мультфильмы про вред алкоголя и табака
Саратовцы - о канализации:
29/03/2024 Новости Саратовцы - о канализации: "Нам что теперь, утонуть в собственных подвалах?"
29/03/2024 Новости "Россети" модернизируют крупнейший питающий центр в Балаковском районе Саратовской области

Культура и наука


Ракурс


Сетевое издание «Саратовские областные новости». Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-75741, выдано 08 мая 2019 года Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель - ООО "Полиграф"
Юридический адрес: г. Саратов, ул. Тараса Шевченко, д. 2А.
Контактный телефон: 8 (8452) 23-43-88.
Адрес электронной почты: saroblnews@gmail.com
Главный редактор: Шмырев Михаил Викторович