Опять 25… - Саратов Сегодня
18+ 19 Марта 2024, Вторник, 9:57
Все в общем хорошо, только по отдельности все плохо
Политика Общество Интервью Культура и наука Слухи Прохиндиада Выборы Прямая речь Ракурс Он-лайн Фото Видео Архив

Опять 25…

13/07/2018 08:54 Повышение стоимости проезда в общественном транспорте Саратова обсуждается уже как вопрос решенный. Хоть глава Саратова Михаил Исаев и заявляет о том, что размеры и сроки повышения пока еще прорабатываются и будут еще обсуждаться, уже говорится о новой стоимости проезда 21-25 рублей уже с августа-сентября текущего года. Последнее повышение было в 2015 году всего на пару рублей. Кстати, сумма в 25 рублей ранее уже озвучивалась как пороговая, при которой СГЭТ перестанет быть убыточным и появится возможность для развития.
Складывается впечатление, что под шумок эмоциональных обсуждений повышения пенсионного возраста власть на местах пытается пропихнуть и повышение тарифов. А что, хуже то уже не будет. Со всем смирятся. Проглотили скачок цен на бензин и очередной рост коммунальных тарифов – стерпят и это. Намечаемое повышение очень резкое и похоже на то, что недавний аналогичный рывок вверх тарифов «Водоканала» воодушевил мэрию на новые свершения.
Приводимые аргументы о необходимости увеличения стоимости проезда в общественном транспорте неизменны – затраты растут, парк ветшает, частные перевозчики жалуются на убытки и льготников и вообще во многих столичных городах тарифы существенно выше, одни мы в Саратове не в тренде.
Проблемы муниципального общественного транспорта общеизвестны. И решать их традиционно пытаются двумя путями – за счет дотаций из бюджета и путем повышения тарифов. Понятно, что проще и вернее второй путь.
Однако есть еще и третий – навести порядок с работой общественного транспорта в Саратов. Причем это касается не только работы СГЭТ, в котором обнаружились вопиющие факты коррупции, но и прекращения планомерного уничтожения муниципального транспорта крупнейшими частными перевозчиками. Но об этом пути местные чиновники по известным причинам предпочитают не говорить.
Отдавая городские маршруты в частные руки, многие рассчитывали на улучшение. И в самом деле, картину рисовали красивую: на конкурсной основе за право работать на маршрутах будут бороться несколько частных перевозчиков, которые умеют вести бизнес и заинтересованы в качественном сервисе и исполнении обязательств.
Но саратовская реальность оказалась прозаичнее. Конкурсы оказались профанацией, а самые выгодные маршруты – в руках аффилированных к власти организациях, которые, не имея достаточного подвижного состава, передали их на кабальных условиях третьим лицам. Дублирование маршрутов СГЭТ и планомерное уничтожение муниципального транспорта привело к постепенной монополизации пассажирских перевозок несколькими крупными игроками, которые теперь и сами во власти, диктуя свои условия. Большой оборот наличности криминализировал эту сферу, а коррупционные связи позволили проворачивать махинации и с льготными проездными. Некоторые эпизоды стали поводом для проведения УФСБ следственных действий сначала в комитете соцзащиты, а затем в транспортном управлении и у некотороых перевозчиков.
Ну а саратовцы вместо новых комфортабельных автобусов имеют старые, грязные чадящие автобусы с неработающим отоплением и кондиционерами, водители которых нарушают график, ПДД, нормы поведения, куря и ругаясь в салоне.
Неблагодарным делом является попытка разобраться в себестоимости поездки и обоснованности роста тарифов сразу почти в полтора раза. Чиновники найдут массу аргументов, начиная от роста стоимости ГСМ и ТЭР до подорожания доллара, а для убедительности нарисуют инвестиционную программу развития. Хотя о каком развитии может идти речь, если после всех бюджетных вложений и повышений тарифов большинство трамвайных вагонов было выпущено еще при СССР, за 10 лет не куплено ни одного нового трамвая, а число находящихся в строю за последние годы сократилось на треть. От прошлогоднего собянинского подарка осталось семь вагонов, остальные 14 пущены на металлолом. Между тем, пример не только Москвы, Санкт-Петербурга, Казани и других городов показывает, насколько эффективна может быть работа государственных и муниципальных транспортных предприятий. Однако заполонивший Саратов автохлам заставляет думать о том, что чиновникам важнее поддерживать высокие поступления наличности у определенной группы частных перевозчиков.
Чиновники любят в качестве аргумента приводить примеры городов, где проезд существенно выше, чем в Саратове. Дескать, поэтому и транспорт у них в лучшем состоянии. Однако в подборку не включают те города, где проезд отличается не сильно, а работа общественного транспорта организована лучше. Все же понимают, что тариф можно довести и до московского, но это ровным счетом ничего не изменит.
На форумах нередко приходится встречать высказывания о том, что в регионе с низкими зарплатами не должен быть дорогой проезд. Увы, но уровень зарплат никак не привяжешь к стоимости нового троллейбуса или запчастей к нему. А состояние областного бюджета дает возможность обновить разве что только автопарк служебных иномарок. Но никак не субсидировать работу всего общественного транспорта. С трудом компенсируют только проезд льготников.
Там же можно встретить и жалобы водителей на условия их работы и про то, как на каждый троллейбус приходится три дублирующих частных маршрута больших автобусов и еще несколько частных маршруток. Но это уже не здоровая конкуренция, а борьба за кусок, в которой главная задача – опередить конкурента на остановке и выполнить план. Задач по обновлению автопарка в таких условиях перед собой никто уже не ставит.
Никто не верит тому, что повышение тарифов позволит вдохнуть жизнь в умирающий СГЭТ и улучшить работу частников. Электронные проездные так и останутся брошенной на публику идеей, потому что черный нал выгоднее. Муниципальный транспорт будет также едва сводить концы с концами, уступая тому же «Автокомбинату № 2». Раздолбанные и играющие «в пятнашки» автобусы тоже никуда не денутся – просто у некоторых бизнесменов, чиновников и депутатов денег станет еще больше. Вот и все. А через пару-тройку лет после череды свежих коррупционных скандалов снова начнутся «саратовские страдания» про то, что надо срочно поднимать тарифы на проезд, иначе город останется без общественного транспорта. Так будет до тех пор, пока в этой сфере жестко не наведут порядок, во что верится с большим трудом, учитывая уже годами устоявшуюся высокую степень коррупционности и криминогенности.
версия для печати

Заслуживает внимания


Выбор приоритета: танцы или саратовцы?Концессионный развод по-саратовскиБез курятины не останемся?
29/02/2024 13:59 Заслуживает внимания Выбор приоритета: танцы или саратовцы?08/02/2024 13:35 Заслуживает внимания Концессионный развод по-саратовски30/01/2024 14:08 Заслуживает внимания Без курятины не останемся?
«Смертность» саратовского бизнеса снижаетсяКому выгодны продуктовые социальные полки?С новой жизнью!
25/01/2024 15:38 Заслуживает внимания «Смертность» саратовского бизнеса снижается15/01/2024 22:15 Заслуживает внимания Кому выгодны продуктовые социальные полки?03/01/2024 21:43 Заслуживает внимания С новой жизнью!

Культура и наука


Ракурс


Сетевое издание «Саратовские областные новости». Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-75741, выдано 08 мая 2019 года Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель - ООО "Полиграф"
Юридический адрес: г. Саратов, ул. Тараса Шевченко, д. 2А.
Контактный телефон: 8 (8452) 23-43-88.
Адрес электронной почты: saroblnews@gmail.com
Главный редактор: Шмырев Михаил Викторович