Отсекая лишнее - Саратов Сегодня
18+ 28 Марта 2024, Четверг, 17:10
Все в общем хорошо, только по отдельности все плохо
Политика Общество Интервью Культура и наука Слухи Прохиндиада Выборы Прямая речь Ракурс Он-лайн Фото Видео Архив

Отсекая лишнее

13/04/2017 14:11 Манипуляции в духе «тут убавим, там приставим» для бюджетной сферы не новы. Действуя таким методом в системе вузовского образования, правительство пытается решать проблему нехватки бюджетных мест для абитуриентов, низкой зарплаты преподавателей и качество вузовских кадров.

На этой неделе пришла весть из Москвы: Министерство образования РФ в 2017 году увеличило число бюджетных мест в саратовских вузах. По словам консультанта отдела развития профессионального образования Сергея Березина, общее число мест составило 8302: для очной формы обучения 6500 мест, 1816 — заочка, 79 — для обучения на вечерних отделениях. За чей счет банкет? Оказывается, за счет урезания бюджетных аспирантур.

Глава Минобрнауки Ольга Васильева заявила о необходимости сократить число аспирантов в принципе, а право распределять бюджетные места по специальностям предоставить ректорам вузов.

«Аспирантура должна стать приоритетна, она должна действительно воспитывать исследователей. И это должно быть не поток 25 человек, должно быть два-три аспиранта на кафедре», — отметила она, подчеркнув, что после обучения аспирант должен иметь возможность защититься в своем вузе. Причиной такого резкого разочарования в институте аспирантуры стали результаты исследования Минобра, который еще в сентябре 2016 года узнал, что только треть аспирантов доходит до защиты диссертации. Конечно, если рассматривать этот процесс с точки зрения интересов науки и образования, то ничего страшного в таком явлении нет. Обычный естественный отбор.

Но проблема в том, что сферу образования уже 20 с лишним лет у нас сопоставляют со сферой услуг. Так и называется то, чем занимаются вузы – «оказание образовательных услуг». С этой точки зрения каждого аспиранта государство на то и учит, чтобы от него была экономическая отдача. То есть после защиты аспирант должен обязательно остаться преподавать в вузе и двигать куда-нибудь науку. Иначе – пусть учится за свой счет и не морочит бюджету голову, а деньги найдется куда перенаправить.

Такая тенденция к сокращению лишнего - сократить, закрыть, уничтожить – отмечается уже 20 лет, и сегодня можно пожинать первые плоды. Работодатели бьют тревогу: за последние 7-8 лет они все отчетливей ощущают кадровый голод. Бакалавры и магистры-краснодипломники, придя на работу, не в состоянии выполнить элементарное задание, отправляются за информацией в интернет, да там и зависают в соцсетях. На вопрос: «и кто вас учил?» ответ очевиден – те, кто еще остался в вузах после всевозможных сокращений и оптимизаций, кому некуда больше идти, и кого не на кого заменить, потому что дураков пахать за 15-20 тысяч рублей мало.

О бедственном положении вузовской науки и вузовских преподавателей в январе рассказала профессор СГУ Вера Афанасьева. Все рассказанное ею давно всем известно, поэтому спустя неделю об отчетности ради отчетности, перекраивании скудного оптимизируемого куска между «своими людьми», вытягивании за уши лодырей ради «сохранения контингента» все забыли бы. Но кому-то весной понадобилось снова вспоминать эту историю, чтобы шумно осудить профессора за то, что она озвучила, о чем говорят в кулуарах и на форумах. И история получила огласку, которой обиженные на критику, конечно же, не ожидали. Однако влияния на ситуацию это никакого не окажет, и ниже мы объясним, почему.

Упомянутая «отчетность ради отчетности» плоха не только тем, что сводит на нет качество образования и научных публикаций. Страдают конкретные люди. Вот, например, в одном вузе накануне аккредитации внезапно обнаружилось, что некоторые преподаватели не могут быть руководителями магистрантов. Образование не то, степень специальности не соответствует. Казалось бы, чего проще – передать магистрантов тем, у которых с формальными данными и порядочностью все в норме. Но следы-то останутся. Решение найдено молниеносно – за академическую задолженность (а у кого ее сейчас нет, когда магистранты где-то еще и работают) решено перед аккредитацией срочно отчислить учащихся, закрепленных за теми, кому руководить диссертациями не положено. Завалить студента на экзамене или зачете – не проблема. И вот уже студенты, обучающиеся в том числе на платной основе (!) резко отчисляются перед аккредитацией. То, что вуз при этом теряет доход от «платников» - неважно. Главное – сохранить место и доход для «своих» и для себя. Ведь если эксперт в отчетности найдет нарушение аккредитационных требований, у вуза и «своих людей» будут проблемы. Нет человека – нет проблемы, по отчисленным эксперт информацию смотреть не будет. А там заодно и денег дополнительно можно срубить со студента при восстановлении. Если он, конечно, захочет после всего этого учиться в таком вузе. Но он ведь о случившемся и другим расскажет. И откуда тогда возьмутся качественные абитуриенты, которые в такие игры играть не захотят?

Если такое творится с магистратурой, то что ожидает аспирантуру? Распределение бюджетных мест и прием в вузы, в том числе в аспирантуру, бюджетников и так обрастает постоянными слухами о коррупции, а тут министр предлагает все передать в руки ректору. А дальше? Сокращение аспирантур – это и сокращение ставок научных руководителей аспирантов. Кто учить-то будет? Юристов – политологи, управленцев – социологи, экономистов – философы? И что это будет за руководство, страшно представить. Если при этом ради гладкой отчетности и там будут отчислять аспирантов, искусственно «рубя» их на банальных зачетах, то аспирантура сократится сама собой.

Описанные страшилки, между тем, пока находятся в состоянии обсуждения. Во всяком случае, сегодня утром информагентства начали размещать уточнения от Минобра – дескать, слова Васильевой не так поняли. Поэтому сейчас удобный момент тем, кому небезразлична судьба послевузовского образования и науки, включиться в дискуссию и организовать экспертное сообщество для веских возражений и предложений.

Чтобы пар снова не вышел в свисток, следует понимать, что никакие форумы и соцсети лицами, принимающими решение, не изучаются и к сведению не принимаются.

Если уж жаловаться, скажем, на отчисление из-за желания прикрыть непрофессионализм руководителей магистратуры, то, следуя субординации, руководству факультета и вуза, затем – учредителю (Минобру). Отменять результаты аккредитации не будут, а вот проверку пришлют, и не только студентам придется искать новый вуз, но и головотяпам – работу.

Сколько бы упомянутая Вера Афанасьева не писала «открытых писем министру», толку не будет. Это не формат для рассмотрения чиновниками. А вот если бы она выступила со своими предложениями сначала перед руководством (чтобы соблюсти субординацию), а потом начала бы добиваться приема у министра, затем у премьер-министра и в финале – у Президента, реакция чиновников была бы другой.
Поэтому для тех членов аспирантского сообщества, кто не хочет внезапно проснуться «ничьим» аспирантом имеет смысл уже сейчас позаботиться о себе. Сообща обратиться в Минобр, предложить какие-то решения. Наивно? Может быть. Но ждать, пока тебя отсекут как лишнего – вариант не лучший.
версия для печати

Прохиндиада


Культура и наука


Ракурс


Сетевое издание «Саратовские областные новости». Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-75741, выдано 08 мая 2019 года Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель - ООО "Полиграф"
Юридический адрес: г. Саратов, ул. Тараса Шевченко, д. 2А.
Контактный телефон: 8 (8452) 23-43-88.
Адрес электронной почты: saroblnews@gmail.com
Главный редактор: Шмырев Михаил Викторович